ФЭНДОМ

Шаблон:Мост Шаблон:Другие значения Мост Алекса́ндра Не́вского — мост через Неву в Санкт-Петербурге. Назван в честь новгородского князя Александра Невского.

Общие сведения

Соединяет площадь Александра Невского (окончание Невского проспекта) и Заневский проспект. Расположен рядом со станциями метро «Площадь Александра Невского», расположенными на двух линиях метрополитена, 3-й и 4-й.

С момента постройки и вплоть до 2004 года (открытие Большого Обуховского (вантового) моста) являлся самым длинным мостом в городе. Длина без береговых сооружений 629 м, вместе с пандусами — 905,7 м. Ширина 35 м.

Мост семипролётный, центральный пролёт длиной 50 метров — разводной. Пять пролётов расположены над зеркалом реки, а два крайних — над набережными. Стационарные боковые пролёты, в т. ч. над набережными, перекрыты двумя трёхпролётными неразрезными предварительно напряжёнными строениями коробчатого сечения с криволинейным очертанием нижнего пояса.

В конструкции моста использованы ванты — стальные тросы диаметром 70 мм, стягивающие отдельные части моста. Эти тросы выполнены из легированной стали, пропущены в конструкциях моста через предусмотренные в конструкции технологические отверстия. Натяжение тросов регулируется в зависимости от температуры окружающего воздуха: в холодную погоду натяжение ослабляется, при высокой температуре окружающего воздуха ванты дополнительно натягиваются установленными для этой цели лебёдками[1].

Центральным пролётом моста является разводной двукрылый пролёт; он выполнен из металла. 25-метровые крылья моста разводятся сравнительно быстро — за две минуты, привод разводки — гидравлический.

К мосту идут пандусы, в которых устроены хозяйственные помещения.

История

Место для моста в конце Невского проспекта было оставлено в генеральном плане города ещё в довоенный период. В противовес площади Александра Невского была оставлена площадь Челюскинцев на правом берегу Невы. Этот участок остался в виде большого незастроенного места, но название вышло из употребления. В начале 1950-х годов площадь Александра Невского получила современное оформление, в 1952 году началось строительство гостиницы «Москва».

В 1959 году были подведены итоги конкурса на проект нового моста. Победителем был признан проект группы авторов: главный инженер А. С. Евдонин, инженеры К. П. Клочков и Г. М. Степанов, архитекторы — А. В. Жук, Ю. И. Синица[1].

Мост возведён в 19601965 годах, рабочее название моста было Старо-Невский. Когда в 1965 году мост был практически готов, он 15 мая официально получил современное название. Строительство моста продолжалось в течение всего лета 1965 года, и к ноябрю (очередная годовщина Октябрьской революции) он был готов к открытию. Испытание моста было проведено 1 ноября — по мосту прошла колонна армейских танков. 5 ноября 1965 года мост сдан в постоянную эксплуатацию[1]. С постройкой моста площадь Александра Невского приняла современный вид, с достройкой гостиницы «Москва» в 1964 году работы были завершены.

Однако в ходе строительства были допущены ошибки в технологии. Гидроизоляция со временем была изношена, стальные напрягаемые канаты активно корродировали. К 1967 году 56 тросов лопнуло, по мосту проходило только троллейбусное сообщение. Из-за бесхозяйственности городских властей мост продолжал разрушаться вплоть до 1982 года, когда в воду обрушился 700-тонный противовес левого крыла. Мост был закрыт, налажено паромное сообщение. В дальнейшем движение по мосту было восстановлено, однако ключевые конструктивные дефекты устранены не были.

С 10 декабря 2000 года по апрель 2001 года была проведена реконструкция моста по проекту ЗАО «Институт „Стройпроект“». Проект разработали инженеры Т. Ю. Кузнецова, А. Г. Злотников, Ю. Ю. Крылов[2]. Работы по замене 12 километров стальных канатов и смена гидроизоляции проводились по проекту инженера А. А. Журбина. Руководителем проекта был инженер В. Г. Павлов[1]. По другим сведениям, ремонт длился с июня 2000 года по июнь 2002 года, причём для движения мост был закрыт только на четыре месяца в период реконструкции разводного пролета[3].

В 2002 году был проведён косметический ремонт переправы[4].

Примечания

Литература

Шаблон:Навигация Шаблон:Нева